Вопросы и ответы
Терминология в капоэйре
Abadá (абада) белые брюки капуэристов. В старину рабы, среди которых была распространена капоэйра, носили разную одежду, но в основном это были полотняные брюки, сшитые из мешковины. В свободное от работы время рабы играли капоэйру и со временем белые брюки и босые ноги стали неотъемлемым атрибутом капоэйры
Agogo (агого) музыкальный инструмент, представляющий собой сдвоенный металлический колокольчик, на котором играют ударяя по нему палочкой
Aluno (алуну — ученик) учащийся, начинающий в капоэйре. Первые уровни градации мастерства капоэйристов от светло-серого до синего пояса
Amazonas (амазонас):
1. один из стилей игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы подражают движениям животных используя преимущественно нижнюю технику
2. музыкальный ритм для беримбау
Angola (ангола):
1. один из стилей игры капоэйра, медленная низкая игра
2. название одного из основных направлений капоэйры
3. музыкальный ритм для беримбау
Angoleiro (анголейру) человек играющий капоэйру Ангола
Apelido (апелиду) имя в капоэйре
Arame (араме — проволока) струна для беримбау
Atabaque (атабаки) высокий барабан, задающий основной ритм
Axé (аше) положительная энергия, состояние приподнесенного духа, за которым стремятся все капоэристы в роде
Baqueta (бакета) палочка, при помощи которой играют на беримбау
Batizado (батизаду) церемония вручения первого пояса, посвящение в капоэристы, получение прозвища-аппелиду
Bateria (батерия) группа ударных инструментов, оркестр капоэйры
Batuque (батуки) бой или пернада — упрощенная капоэйра, практикуемая, главным образом, в штатах Баиа и Рио-де-Жанейро. Соперники пытаются свалить друг друга ударами ног
Benguela (бенгела):
1. один из стилей капоэйры, в котором удары выполняются медленнее чем джинга, а движения выполняются в основном с опорой на три точки
2. музыкальный ритм для беримбау
Berimbau (беримбау) основной музыкальный инструмент капоэйры, представляющий собой согнутую деревянную палку, с натянутой на ней струной и резонатором из высушенной тыквы
Bimba (Бимба) основатель направления Regional (Режионал), благодаря ему капоэйра стала широко известна
Cabaça (кабаса) высушенная полая тыква, которая служит резонатором для беримбау
Camara, camarada (камара, камарада) друг, товарищ (так капоэристы зовут друг друга)
Candomblé (Кандомбле) религия африканского происхождения, которая практикуется в основном в Бразилии. Религия возникла в городе Сальвадор, столице Баии. Хотя Candomblé практикуется в основном в Бразилии, он также практикуется в соседних странах и становится все более популярным во всем мире
Caxixi (кашиши) шейкер, плетёная корзиночка с зёрнами или бобами внутри, которую держат в руке играя на беримбау
Chamada (шамада — вызов) один из традиционных ритуалов капоэйры. Шамада, также известная как «проходы», ошибочно толкуется как отдых во время игры. Но это момент крайней опасности и предназначен разбудить злобу игроков. При шамаде, принимать вызов необходимо крайне осторожно, так как без надлежащего ухода от шамады вызванный игрок может получить увесистый удар от вызывающего. Вызывающий предлагает вызванному уйти от атаки и показывает как
Cordão (кордао) цветной шнур, который повязывают на пояс капоэристы; отличительный элемент градации мастерства капоэристов
Dobrão (добрау) монета или камешек, с помощью которого играют на беримбау
Graduado (градуадо) уровень капоэйриста, соответствующий от синего до фиолетово-зелёного пояса
Grimas (гримаш) палки для макулеле
Gunga (гунга — предводитель, вождь) самый низкий по звучанию беримбау
I Iuna (иуна):
1. стиль игры, при котором игроки демонстрируют сложную технику и акробатические элементы
2. ритм игры на беримбау
Jogo (джогу — игра) игра двоих оппонентов в капоэйре
Jogo de compra (жогу ди компра) игра, в которой выходят в роду по одному человеку, сменяют того, кто дольше играет
Ladainha (ладаинья) вступительная песня, которую поет ведущий роду или местре в начале игры
Maculelê (макулеле) боевой танец с деревянными палками или мачете
Mestre (местри — мастер, опытный, основной) наивысший уровень градации мастерства в капоэйре, соответствующий бело-красному или белому (алмазному) поясу
Professor (профессор — учитель, последователь) уровень градации мастерства, соответствующий коричневому поясу
Pandeiro (пандейру — бубен) музыкальный инструмент батерии — бубен
Regional (режионал — региональный) один из стилей капоэйры, разработанный Местре Бимбой
Reco-reco (реку-реку) музыкальный инструмент, представляющий собой толстую бамбуковую трубку с насечками. При игре по проводят палочкой по ребристой поверхности и извлекают характерный хруст
Roda (рода — колесо, круг) место для проведения игры, представляющее собой круг из хлопающих и поющих людей, играющих внутри круга и батерии
São Bento (Сау Бенту)
1. быстрый стиль игры с быстрыми ударами
2. ритм игры на беримбау
Troca de cordas (трока ди кордас) церемония смены поясов приуроченная батизаду
Viola (виола) самый высокий по звучанию беримбау
Volta ao mundo (волта ау мунду — вернуться в мир) перерыв в игре — один из игроков дает понять оппоненту характерным знаком, что хочет передохнуть, после этого играющие не выходя из круга делают один или несколько обходов круга против часовой стрелки, после чего продолжают игру
Удары и движения
Armada (Армада — толпа) круговой удар ногой с разворотом корпуса. Наносится в верхнюю часть тела внешней стороной стопы
Armada de benguela (Армада ди бенгела) армада с опорой на руки
Armada dupla (Армада дупла — двойная армада) высокий прыжковый удар, напоминающий армаду, но делается двумя ногами
Armada pulada (Армада пулада) армада в прыжке
Arrastau (Аррастау) бросок с помощью рук и головы
Aú (Ау) — колесо
Aú aberto (Ау аберту — открытое ау) колесо с прямыми ногами
Aú amazonas (Ау амазонас) — удар, стоя на одной руке, в разножке
Aú agulha (Ау агулия) рондат, колесо с выпрыгиванием с рук
Aú batido (Ау батиду — ударное ау) колесо с опорой на одну руку без окончания перемещения. В верхней точке ноги разводятся в шпагате в стороны и возвращаются в исходное положение
Aú batido dupla (Ау батиду дупла — двойное ау батиду) ау батиду с двумя ногами впереди
Aú dobrao (Ау добрау) рондат с разворотом корпуса в сторону движения
Aú esquisito (Ау эскьюзито) перевернутое колесо с согнутыми ногами, применяется как удар
Aú fechado (Ау фешаду — ау закрытое) колесо с согнутыми перед грудью ногами
Aú flores (Ау флорис) сальто назад прогнувшись
Aú chibata (Ау чибата) переход в нижние позиции со скруткой через руки с ударом прямой ногой
Aú de cabeça (Ау ди кабеса) ау с опорой на голову
Aú cortado (Ау кортаду) колесо с подгибанием ног в середине движения
Aú de costa (Ау ди коста) ау назад, с прогибом в спине из положения стоя
Aú confusado (Ау конфусадо — ау в смятении) ау без рук и с согнутыми ногами
Aú sem mão (Ау сем мао — ау без рук) ау без опоры на руки
Aú queda de rins (Ау кеда ди ринс) перемещение вперёд через кеда ди ринс, выполняется из негачивы
Aú giratoria (Ау жиратория) вращение в стойке на руках
Aú leg switch (Ау лег свитч) смена ног во время колеса, т. е. приземление на другую ногу
Aú queda de rim (Ау кеда де гим — ау в падении на почки) колесо с переходом через положение queda de rim на внешнюю руку
Aerial chibada (Ариал чибада) ау чибата, но выше, с возможным приземлением на спину
Base (Базе) стойка, элемент джинги, одна нога согнута, впереди, вторая почти прямая, отставлена назад
Bananeira (Бананейра) стойка на руках с возможностью нанесение ударов ногами
Banda (Банда) выбивание ноги партнёра
Banda de costas (Банда ди костас) заступ ногой за противника с последующим толчком и броском
Bênção (Бенсу — благословение) прямой толкающий удар (наносится пяткой)
Bênção-pulado (Бенсу-пуладо) прямой удар в прыжке
Сabeçada (Кабесада — удар головой) атакующий удар головой в корпус противника или в голову
Cadeira (Кадейра) стойка с широко расставленными и полусогнутыми ногами
Chapa (Чапа — доска) прямой высокий толчковый удар стопой в голову
Cruz (Круз) бросок при атаке с помощью Бенсу и т. п.
Cutavelada (Кутавелада) удар локтем
Cocorinha (Кукуринья) защитная позиция, полусидя на корточках
Envergado (Энвергарду) вертушка в прыжке с двумя сдвинутыми вместе ногами
Escala (Искала — масштаб)
защитная позиция
, при котором игрок опускается назад на согнутую ногу, а другая прямая нога вытянута немного в сторону
Escorpião (Искорпиау — скорпион) хлесткий удар пяткой из-за спины с опорой на одну ногу и две руки
Esquiva (Эшкива) уклон
Esquiva baixa (Эшкива байха) уклон назад
Esquiva lateral (Эшкива латерал — уклон в сторону) уклон в сторону от удара сбоку, при котором игрок опускается на согнутое колено из primeira base и закрывает рукой голову сверху
Finaliza pra trás (Финализа пра трайс) окончание какого-либо движения в базу
Finaliza cadeira (Финализа кадэйра) завершение движения в стойку кадейра
Finaliza pra frente (Финализа пра френче) завершение движения в стойку кадейра через кебраду
Finta (Финта) обманное движение, заход на удар без выполнения удара
Folha seca (Фолья сека — сухой лист) прыжок назад с прогибом через голову. Выполняется с пришага махом одной ногой вверх и приземлением на маховую ногу
Giratória (Жиратория — вращающаяся) вращение на одной руке со сменой рук
Giro (Жиру — оборот) переход подобно role, но на прямых ногах и без опоры на руки
Galopante (Галупанче) удар ладонью
Gancho (Ганчу — крюк) высокий хлесткий удар в голову пяткой сбоку
Ginga (Джинга) основное «раскачивающееся» движение в капоэйре, из которого делаются практически все движения — перемещение по двум базовым точкам — primeira base-segunda base-primeira base и т. д
Helicóptero (Эликоптеру) ау с вращением ног
Joelhada (Жуэляда — удар коленом) часто используется в качестве контратаки против кабесады
Jumping martelo rotaado (Джампинг мартело ротаду) то же самое, что и Parafuso, но маховая нога остается согнутая
Quebrada (Кебрада) отклонение корпуса назад, боком к партнёру, уход от удара
Queda de rins (Кеда ди ринс) стойка на согнутых руках и голове с опорой локтём в боковую область туловища
Queda de quatro (Кеда ди кватро — падение на четыре) опускание на четыре опорные точки — руки и согнутые ноги в присяди
Queda de três (Кеда ди трэс— падение на три) защитная позиция сидя на ногах с опорой на одну руку
Queda de rim (кеда де гим — падение на почки) опускание тела на локоть и руки, ноги находятся над телом сбоку
Queixada (кейшада — челюсть) маховый полукруговой удар внешней стороной стопы во фронтальной плоскости. Удар наносится из уклона назад
Queixada de benguela (Кейшада ди бенгела) кейшада с опорой на руки
Rabo de arraia (рабу джи аххайа — хвост ската) круговой удар в горизонтальной плоскости пяткой с опорой на одну руку и ногу
Raiz (раиз — корень) прыжковый элемент на подобие parafuso, но корпус находится в полете в горизонтальной плоскости и ноги при приземлении не складываются вместе
Rasteira (раштейра) подсечка
Rasteira de costas (раштейра ди костас) обратная раштейра с опорой на обе руки
Macaco (Макаку — обезьяна) движение похожее на фляк с низкого положения сидя в cocorinha
Macaquinho (Макакиньу) низкое макаку, выполняемое из негачивы
Malícia (малисия — лукавство, хитрость) хитрость, уловки в капоэйре
Manna (манна) силовая стойка с опорой на руки за спиной. Ноги складываются с туловищем и находятся над землей в горизонтальной плоскости
Mariposa (марипоза — мотылек) прыжок с вращением на 360° в горизонтальной плоскости над землей
Martelo (Мартелу — молот) боковой щелчковый удар голеностопом в голову сбоку
Martelo cruzado (Мартелу крузаду) боковой удар в прыжке с разворотом в воздухе (наносится подъемом стопы или передней частью голени)
Martelo no chão (Мартелу ну шау) — боковой удар, выполняется из боче или примейра эскива, с опорой на руку (наносится подъемом стопы)
Martelo de frenche (мартелу ди френч) мартелу с наклоном корпуса, при этом опираясь руками об землю, всегда делается с проносом ударной ноги
Martelo lateral (мартелу латерал) боковой удар голеностопом с выносом бедра, и с последующим резким движением голенью
Martelo rotado (мартелу ротаду) мартелу с поворотом на 360 градусов, т. е. с проносом бьющей ноги
Média (медиа — среднее) средний по высоте зс поворотом на 360 градусов, т. е. с проносом бьющей ноги
Meia–lua de compasso (Мейа луа ди компассу) — удар пяткой с разворота с опорой на руки
Meia-lua de compasso (миа луа ди компассу — полумесяц циркулем) круговой удар в горизонтальной плоскости пяткой с опорой на руки и одну ногу
Meia-lua de frente (миа луа ди френчи — полумесяц вперед) маховый полукруговой удар ногой во фронтальной плоскости. Удар наносится из primeira base внутренней стороной стопы
Meia-lua de rins (мейа луа ди ринс) мейа луа ди компассу с «опусканием» в кеда ди ринс
Meia-lua presa (мейа луа преза) мейа луа ди компассу с опорой на одну руку
Meia lua pulada (миа луа пулада — полумесяц в прыжке) meia lua de compasso двумя ногами
Meia-lua reversão (мейа луа реверсау) мейа луа ди компассу с выходом через спину
Meia-lua queda (миа луа кеда — полумесяц на пояснице) маховый полукруговой удар ногой во фронтальной плоскости с опорой на поясницу
Mortal (мортал) сальто
Negativa (Негачива — отрицание) нижняя защитная позиция, сидя на полностью согнутой ноге стоящей на носке с выставленной вперед чуть согнутой второй. Одна рука опирается на землю рядом с прямой ногой, вторая — закрывает голову
Negativa de Angola (Негачива ди ангола) негачива с опорой на обе руки, тело находится близко к земле
Negativa de regional (Негачива ди режионал) (Bote/боче) сидячее положение с опорой на руку и ногу, вторая нога, при этом, «закручена» вокруг стоящей
Rasteira (Раштейра) — подсечка
Rasteira de costas (Раштейра ди костас) обратная раштейра с опорой на обе руки
Parafuso (парафузо — винт) прыжковый элемент. Выполняется с разворота, ноги подымаются в воздух поочередно по инерции раскрута, а приземление происходит на две сложенные вместе ноги
Pião de cabeça (пиау ди кабеса) вращение на голове
Pião de mão (пиау ди мау) вращение на одной руке
Planche (планче) мостик
Ponteira (понтейра — мундштук) маховый пинок прямой ногой снизу вверх. Наносится пяткой на уровне головы
Primeira base (примера бази — первая база) положение в стойке на ногах на ширине плеч присев на полусогнутые ноги, стопы полностью стоят на полу. Спина распрямлена, и корпус чуть наклонен вперед. Руки защищают лицо
Primeira esquiva (примейра эскива) широкий шаг вперёд с опорой на руку в конце шага, уклон от удара
Relogio (хеложиу — часы) разворот в стойке на одной руке, тело опирается на локоть. Одна нога делает мах, и тело по инерции следует за ногой
Rolê (роле) переход из положения negativa с подъемом на ноги. При этом игрок перекатывается из negativa в сторону прямой ноги в положение стоя на четырех точках и смотря между ног на противника с дальнейшим подъемом на ноги
Salto mortal (сальто мортал — смертельный прыжок) прыжковый элемент через голову с прогибом назад
Segunda baixa (сегунда байша — вторая низкая) защитное действие, при котором игрок опускается на прямую руку и продолжает закрывать другой голову в segunda base
Segunda base (сегунда бази — вторая база) одна прямая нога отведена назад и стоит на носке, вторая нога — согнутая в колене под прямым углом стоит спереди на полной стопе. Одна рука защищает лицо, а другая — отведена назад и распрямлена. Если отведена назад левая нога, то защищает лицо левая же рука. И наоборот
Segunda esquiva (сегунда эскива) то же, что и примейра эскива, но без опоры на руки и с меньшей длиной шага
Suicidio (суцидио) касание пальцев ног в воздухе, во время прыжка
S–dobrado (Эс дубраду) — движение похожее на макаку, выполняемое из негачивы или примейра эскива
Tesoura (тезора — ножницы) бросок с захватом ноги партнёра, похоже на ножницы
Tesoura Angola (тезора ангола) скольжение к противнику с раставленными ногами. Ноги раставляют как ножницы, а руками отталкиваются
Tesoura de costas (тезора ди коста) захват противника сзади и бросок
Tesoura de frenche (тезора ди френч) бросок после захвата противника спереди
Tesoura de joelho (тезора ди жуэлью) тезоро за колено
Terceira esquiva (терсейра эскива) широкий шаг в сторону, с наклоном тела, уклон от удара
Trança (транса) (paulista/паулишта) позиция похожая на негачива ди ангола, но опорная нога перед выпрямленной
Trave (траве) блокирующее движение, которое не позволяет партнёру начать движение
Troca (трока — смена) смена ног
Troca de negativa (трока ди негачива) переход в негачиву из примейра эскива, смена опорной ноги в негачиве
Trança (Транса) (paulista/паулишта) позиция похожая на негачива ди ангола, но опорная нога перед выпрямленной
Vingativa (вингачива — месть) контратакующее действие, бросок/толчок партнёра плечом
9 правил местре Бимбы
1. Бросай курить. Запрещено курить в течение тренировок (Deixe de fumar. È proibido fumar durante os treinos)
2. Бросай пить. Употребление алкоголя нарушает мышечный метаболизм (Deixe de beber. O uso do álcool prejudica o metabolismo muscular)
3. Не показывай друзьям за пределами роды свои достижения. Помни, что неожиданность — лучший союзник в бою (Evite demonstrar aos seus amigos de fora da roda da capoeira os seus
progressos. Lembre-se que a surpresa é a melhor arma de uma luta)
4. Не болтай на тренировках. Ты платишь за время в школе, и научишься большему если будешь наблюдать за другими бойцами (Evite conversa durante o treino. Você está pagando pelo tempo que passa
na academia e observando os outros lutadores, aprenderá mais)
5. Всегда делай джингу (Procure gingar sempre)
6. Ежедневно повторяй основные упражнения (Pratique diariamente os exercícios fundamentais)
7. Не бойся приближаться к сопернику. Чем ближе к нему держишься, тем большему научишься (Não tenha medo de se aproximar do oponente; quanto mais próximo se mantiver, melhor aprenderá)
8. Всегда держи тело расслабленным (Conserve sempre o corpo relaxado)
9. Лучше быть битым в роде, чем на улице (É melhor apanhar na «roda» que na rua)