В России за 16 лет уровень физической активности снизился на 18%, а к 2030 году, по прогнозам экспертов, сократится до 32%. Физкультурой регулярно занимается только 6-8% населения. Дети стали гораздо меньше двигаться — и это проблема не только для родителей, а вообще всей политики в отношении развития спорта.
У детей, которые с детства часто и много двигаются, лучше развита моторная функция, которая влияет на потребность в физической активности в будущем. Но сегодня подвижные игры и физкультура перестали восприниматься всерьёз (да и дать ребёнку айпад оказалось проще, чем заставить заниматься спортом).
Отношение к спорту у детей формируется примерно к подростковому возрасту. В этот период дети чаще всего бросают спортивные секции, в которые ходили последние три-четыре года (или больше). Причины могут быть разные: иногда нет возможности заниматься, а иногда — просто неинтересно.
Есть и более неочевидная проблема. В младших классах физиология и психология детей вступают в противоречие. В этом возрасте в коре головного мозга ребёнка образуется устойчивая связь между предпочтениями и мотивацией. Мозг начинает фиксировать всё, что делает ребёнок и что приносит ему удовольствие — будь то игра с мячом или просмотр телевизора, а затем кодирует эти действия. При этом активизируются только те клетки головного мозга, которые нужны для этих действий, остальные — отмирают.
«Достижения ребёнка в спорте становится приоритетом, а сам он уходит на второй план»
Ирина Млодик, психолог
Многие родители, отдавая ребёнка в секцию, сначала ориентируются на простую и естественную идею: «спорт — это хорошо и полезно». Если маленький атлет начинает показывать какие-то результаты и достижения, родитель тут же мечтает, как ребёнок прославится. Большой спорт видится им как желаемое и непременное будущее.
Наличие или отсутствие медалей становятся приоритетом, а сам ребёнок, его самочувствие, здоровье и счастье уходит даже на второй план, а ещё дальше
Чтобы стать великим спортсменом, нужно овладеть механизмом диссоциации, то есть способностью отрезать переживания, боль, страх, сигналы тела, чувства, голод, холод и прочий серьёзный телесный и эмоциональный дискомфорт. Диссоциация позволяет стать суперсильным, выносливым, почти железным. Но у него есть свои последствия — потеря связи со своим телом и многими желаниями. Вся жизнь становится подчинена результату или победе.
Безусловно, есть дети, в которых с раннего детства можно опознать будущих атлетов. И выход в большой спорт — их естественный путь. Но для большинства физическая активность важна в первую очередь потому, что она позволяет ощущать своё тело живым, способным, получать удовольствие от движения, радоваться собственной силе, гибкости и ловкости. Спортивные занятия помогают чувствовать себя лучше через контроль над собственным телом. Коллективный спорт, кроме всего прочего, учит детей социальным навыкам, ощущению команды, развивает эмоциональный интеллект.
Ежедневная физическая активность возвращает нам жизнь. Так мы учим детей получать удовольствие от движения и закладываем ресурс вырасти счастливыми в жизни.